Ракета-носитель "Протон - К"  была разработана на базе межконтинентальной
      баллистической ракеты УР- 500 в Конструкторском бюро "Салют".  Оно долгое
      время было известно как Первый филиал  ОКБ - 52,  которое в те годы возг-
      лавлял    Генеральный конструктор академик Владимир  Николаевич  Челомей.
      Ныне КБ "Салют" входит в состав ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.
      С 1961 года  КБ приступило к проработке тяжелой МБР,  получившей наимено-
      вание УР-500.   Поскольку в то время в СССР  были созданы ядерные боепри-
      пасы с мощностью свыше 100 мегатонн,  то предназначение новой МБР  не вы-
      зывало сомнений.  Она должна была стать очередным  "ежом"  Никиты Сергее-
      вича Хрущева для американцев. 
      Главным конструктором УР - 500  был  назначен Павел  Альбертович Ивенсен.
      В  1962  году  эту должность занял  Юрий Николаевич Труфанов,  а  затем - 
      Дмитрий  Алексеевич  Полухин,  ставший впоследствии  Генеральным   конст-
      руктором КБ "Салют".  Ведущим конструктором  (ответственным исполнителем)
      проекта  все это время оставался Виталий Андреевич Выродов.
      Постановление Совета Министров СССР о создании МБР  УР-500 вышло  29 / 04
      1962 года. На разработку отводилось три года.  В мае  1962  года  приняли
      окончательную конструктивно-компоновочную схему,  которая предусматривала
      блочную компоновку первой ступени  с параллельным расположением топливных
      баков.Такая схема обеспечивала поблочную транспортировку ракеты с завода-
      изготовителя на стартовый комплекс по железной дороге. А сама ракета пре-
      дполагалась двухступенчатой, тандемной схемы.
      Основные проектно- технологические задачи  создания  ракеты были решены к
      концу 1964 года. В начале осени,во время визита на космодром Байконур по-
      литического руководства страны,В.Н.Челомей продемонстрировал Н.С. Хрущеву
      полноразмерный  макет УР-500,  установленный на пусковом столе вновь соз-
      данного стартового комплекса. Председатель Совмина остался доволен мощной
      ракетой. 
      Казалось бы,  для "пятисотки" все складывалось как  нельзя лучше.  Однако
      к исходу октября, после отставки Хрущева,  отношение руководства страны к
      фирме  В.Н.Челомея  резко  изменилось. Было принято решение о прекращении
      работ по ракете УР-200. Такая же участь ожидала УР-500.  
      Только благодаря твердой и настойчивой  позиции академика М.В.Келдыша эту
      ракету удалось отстоять,  но теперь уже не как боевую, а как носитель для
      космических аппаратов.
      ОКБ-52 под одну из программ - пилотируемого облета Луны  -  были выделены
      средства, позволяющие разработать трехступенчатый вариант носителя, полу-
      чивший название УР-500К.Решающее слово в пользу  носителя на базе тяжелой
      МБР должен был сказать первый пуск  УР-500 и В.Н.Челомей начал его подго-
      товку. КБ Н.А. Пилюгина в кратчайшие сроки разработало для системы управ-
      ления УР-500 новую программу полета, обеспечивающую запуск в качестве по-
      лезного груза тяжелого КА, также разработанного в ОКБ-52.
      Старт данного научно-исследовательского спутника,известного как"Протон-1",
      состоялся 16 июля 1965 года.Летные испытания двухступенчатого варианта РН,
      также названного "Протоном", закончились через год.  В результате четырех
      пусков были выведены три тяжелых ИСЗ серии  "Протон"  (массой до 12,2 т).
      Спутник "Протон-4"массой 17 т был запущен в 1968 году уже трехступенчатым 
      вариантом носителя - "Протоном-К ".Переход от двухступенчатой РН "Протон"
      к трехступенчатому варианту "Протон-К" был выполнен быстро и сравнительно
      легко. Он заключался в следующем. На второй ступени были увеличены объемы
      топливных баков и изменена конструкция ферменного переходного отсека, со-
      единяющего ее с первой ступенью.Третья ступень была образована укорочением
      исходного варианта второй ступени  и  на ней был установлен один такой же 
      маршевый ЖРД вместо четырех.
      Таким образом,РН "Протон-К",созданная для выполнения первого этапа лунной
      программы,   была успешно разработана в  очень сжатые сроки.   Проблемы у 
      В.  Н.  Челомея возникли  лишь с  разработкой лунного  корабля,   поэтому  
      руководством отрасли предпочтение было отдано его альтерна-ному варианту,
      представленному ОКБ-1 С.П.Королева. Проект получил название УР-500К - Л1.
      В нем использовались уже дошедшие до стадии изготовления опытных образцов
      лунный орбитальный корабль и разгонный блок"Д",созданные в рамках програм-
      мы Н1-Л3.
      В рамках данного проекта с 10 марта 1967 года (начало летных испытаний)по
      20 октября 1970-го было произведено 11 пусков РН  "Протон-К"  с разгонным
      блоком "Д"и кораблем"Л1"в беспилотном варианте Успехом завершились полеты
      кораблей под названиями "Зонд-4" ..."Зонд-8".В целом, по результатам лет-
      ных испытаний,на программу было выдано отрицательное заключение из-за не-
      достаточной  надежности  как  РН с блоком "Д",так и корабля "Л1".Програм-
      му прекратили, тем более, что в июле 1969 года американцы на"Аполлоне-11"
      уже  высадились на Луне. 
      Однако,  отработанный при этом  четырехступенчатый  вариант  РН"Протон-К" 
      оказался  настолько удачным  для  запусков КА на межпланетные траектории,
      что стал широко использоваться для выведения автоматическ. станций нового
      поколения  к  Луне  ("Луна - 15"... "-24 ",  1969   -   1976 г.г.),Венере
      ("Венера-9"..."-16",1975-1983г.г.)и Марсу("Марс-2"..."-7",1971-1973г.г.).
      Использование разгонного  блока  "Д", двигатель  которого мог многократно
      включается в космосе,  позволило "Протону-К" к тому же стать единственным
      национальным средством выведения КА на геостационарную орбиту.Первый такой
      запуск был  осуществлен  25 марта 1974 года("Космос-637").С тех пор боль-
      шинство пусков данной РН производится именно с этой целью. Причем,блок"Д"
      был модернизирован за счет становки на нем специального приборного отсека,
      и с 1976 года РН"Протон-К"с РБ постоянно осуществляет запуски КА"Радуга",
      "Экран","Горизонт",а также иностранных КА.Масса этих спутников составляет
      более 2300 кг.
      Трехступенчатый вариант носителя"Протон-К"обеспечил вывод на орбиту тяже-
      лых долговременных орбитальных станций"Салют-1"..."-7"(1971 - 1982 г.г.),
      "Алмаз" (1987 и 1991 гг.) и транспортных кораблей снабжения "Космос-929",
      "-1267",  "-1443", "-1686"(1977 - 1986 г.г.). В настоящее время на орбите 
      функционирует орбитальный комплекс "Мир",который собран из модулей, также
      выведенных на орбиту "Протоном-К".
      Для уменьшения вредного влияния на окружающую среду и с целью  увеличения
      грузоподъемности РН сейчас ведется ее модернизация под названием"Протон-М".
      В настоящее время  ГКНПЦ  имени М. В. Хруничева участвует  в  грандиозном
      проекте создания Международной космической станции. Российский центр соз-
      дает ключевые элементы станции - функционально- грузовой блок и служебный
      модуль.  В качестве транспортного средства, которое должно обеспечить до-
      ставку элементов станции на орбиту, выбрана ракета-носитель "Протон-К".




















Главная страница
Сайт управляется системой uCoz