| Ракета-носитель "Протон - К" была разработана на базе межконтинентальной баллистической ракеты УР- 500 в Конструкторском бюро "Салют". Оно долгое время было известно как Первый филиал ОКБ - 52, которое в те годы возг- лавлял Генеральный конструктор академик Владимир Николаевич Челомей. Ныне КБ "Салют" входит в состав ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. С 1961 года КБ приступило к проработке тяжелой МБР, получившей наимено- вание УР-500. Поскольку в то время в СССР были созданы ядерные боепри- пасы с мощностью свыше 100 мегатонн, то предназначение новой МБР не вы- зывало сомнений. Она должна была стать очередным "ежом" Никиты Сергее- вича Хрущева для американцев. Главным конструктором УР - 500 был назначен Павел Альбертович Ивенсен. В 1962 году эту должность занял Юрий Николаевич Труфанов, а затем - Дмитрий Алексеевич Полухин, ставший впоследствии Генеральным конст- руктором КБ "Салют". Ведущим конструктором (ответственным исполнителем) проекта все это время оставался Виталий Андреевич Выродов. Постановление Совета Министров СССР о создании МБР УР-500 вышло 29 / 04 1962 года. На разработку отводилось три года. В мае 1962 года приняли окончательную конструктивно-компоновочную схему, которая предусматривала блочную компоновку первой ступени с параллельным расположением топливных баков.Такая схема обеспечивала поблочную транспортировку ракеты с завода- изготовителя на стартовый комплекс по железной дороге. А сама ракета пре- дполагалась двухступенчатой, тандемной схемы. Основные проектно- технологические задачи создания ракеты были решены к концу 1964 года. В начале осени,во время визита на космодром Байконур по- литического руководства страны,В.Н.Челомей продемонстрировал Н.С. Хрущеву полноразмерный макет УР-500, установленный на пусковом столе вновь соз- данного стартового комплекса. Председатель Совмина остался доволен мощной ракетой. Казалось бы, для "пятисотки" все складывалось как нельзя лучше. Однако к исходу октября, после отставки Хрущева, отношение руководства страны к фирме В.Н.Челомея резко изменилось. Было принято решение о прекращении работ по ракете УР-200. Такая же участь ожидала УР-500. Только благодаря твердой и настойчивой позиции академика М.В.Келдыша эту ракету удалось отстоять, но теперь уже не как боевую, а как носитель для космических аппаратов. ОКБ-52 под одну из программ - пилотируемого облета Луны - были выделены средства, позволяющие разработать трехступенчатый вариант носителя, полу- чивший название УР-500К.Решающее слово в пользу носителя на базе тяжелой МБР должен был сказать первый пуск УР-500 и В.Н.Челомей начал его подго- товку. КБ Н.А. Пилюгина в кратчайшие сроки разработало для системы управ- ления УР-500 новую программу полета, обеспечивающую запуск в качестве по- лезного груза тяжелого КА, также разработанного в ОКБ-52. Старт данного научно-исследовательского спутника,известного как"Протон-1", состоялся 16 июля 1965 года.Летные испытания двухступенчатого варианта РН, также названного "Протоном", закончились через год. В результате четырех пусков были выведены три тяжелых ИСЗ серии "Протон" (массой до 12,2 т). Спутник "Протон-4"массой 17 т был запущен в 1968 году уже трехступенчатым вариантом носителя - "Протоном-К ".Переход от двухступенчатой РН "Протон" к трехступенчатому варианту "Протон-К" был выполнен быстро и сравнительно легко. Он заключался в следующем. На второй ступени были увеличены объемы топливных баков и изменена конструкция ферменного переходного отсека, со- единяющего ее с первой ступенью.Третья ступень была образована укорочением исходного варианта второй ступени и на ней был установлен один такой же маршевый ЖРД вместо четырех. Таким образом,РН "Протон-К",созданная для выполнения первого этапа лунной программы, была успешно разработана в очень сжатые сроки. Проблемы у В. Н. Челомея возникли лишь с разработкой лунного корабля, поэтому руководством отрасли предпочтение было отдано его альтерна-ному варианту, представленному ОКБ-1 С.П.Королева. Проект получил название УР-500К - Л1. В нем использовались уже дошедшие до стадии изготовления опытных образцов лунный орбитальный корабль и разгонный блок"Д",созданные в рамках програм- мы Н1-Л3. В рамках данного проекта с 10 марта 1967 года (начало летных испытаний)по 20 октября 1970-го было произведено 11 пусков РН "Протон-К" с разгонным блоком "Д"и кораблем"Л1"в беспилотном варианте Успехом завершились полеты кораблей под названиями "Зонд-4" ..."Зонд-8".В целом, по результатам лет- ных испытаний,на программу было выдано отрицательное заключение из-за не- достаточной надежности как РН с блоком "Д",так и корабля "Л1".Програм- му прекратили, тем более, что в июле 1969 года американцы на"Аполлоне-11" уже высадились на Луне. Однако, отработанный при этом четырехступенчатый вариант РН"Протон-К" оказался настолько удачным для запусков КА на межпланетные траектории, что стал широко использоваться для выведения автоматическ. станций нового поколения к Луне ("Луна - 15"... "-24 ", 1969 - 1976 г.г.),Венере ("Венера-9"..."-16",1975-1983г.г.)и Марсу("Марс-2"..."-7",1971-1973г.г.). Использование разгонного блока "Д", двигатель которого мог многократно включается в космосе, позволило "Протону-К" к тому же стать единственным национальным средством выведения КА на геостационарную орбиту.Первый такой запуск был осуществлен 25 марта 1974 года("Космос-637").С тех пор боль- шинство пусков данной РН производится именно с этой целью. Причем,блок"Д" был модернизирован за счет становки на нем специального приборного отсека, и с 1976 года РН"Протон-К"с РБ постоянно осуществляет запуски КА"Радуга", "Экран","Горизонт",а также иностранных КА.Масса этих спутников составляет более 2300 кг. Трехступенчатый вариант носителя"Протон-К"обеспечил вывод на орбиту тяже- лых долговременных орбитальных станций"Салют-1"..."-7"(1971 - 1982 г.г.), "Алмаз" (1987 и 1991 гг.) и транспортных кораблей снабжения "Космос-929", "-1267", "-1443", "-1686"(1977 - 1986 г.г.). В настоящее время на орбите функционирует орбитальный комплекс "Мир",который собран из модулей, также выведенных на орбиту "Протоном-К". Для уменьшения вредного влияния на окружающую среду и с целью увеличения грузоподъемности РН сейчас ведется ее модернизация под названием"Протон-М". В настоящее время ГКНПЦ имени М. В. Хруничева участвует в грандиозном проекте создания Международной космической станции. Российский центр соз- дает ключевые элементы станции - функционально- грузовой блок и служебный модуль. В качестве транспортного средства, которое должно обеспечить до- ставку элементов станции на орбиту, выбрана ракета-носитель "Протон-К". |
---|