Ракета-носитель "Протон - К" была разработана на базе межконтинентальной
баллистической ракеты УР- 500 в Конструкторском бюро "Салют". Оно долгое
время было известно как Первый филиал ОКБ - 52, которое в те годы возг-
лавлял Генеральный конструктор академик Владимир Николаевич Челомей.
Ныне КБ "Салют" входит в состав ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.
С 1961 года КБ приступило к проработке тяжелой МБР, получившей наимено-
вание УР-500. Поскольку в то время в СССР были созданы ядерные боепри-
пасы с мощностью свыше 100 мегатонн, то предназначение новой МБР не вы-
зывало сомнений. Она должна была стать очередным "ежом" Никиты Сергее-
вича Хрущева для американцев.
Главным конструктором УР - 500 был назначен Павел Альбертович Ивенсен.
В 1962 году эту должность занял Юрий Николаевич Труфанов, а затем -
Дмитрий Алексеевич Полухин, ставший впоследствии Генеральным конст-
руктором КБ "Салют". Ведущим конструктором (ответственным исполнителем)
проекта все это время оставался Виталий Андреевич Выродов.
Постановление Совета Министров СССР о создании МБР УР-500 вышло 29 / 04
1962 года. На разработку отводилось три года. В мае 1962 года приняли
окончательную конструктивно-компоновочную схему, которая предусматривала
блочную компоновку первой ступени с параллельным расположением топливных
баков.Такая схема обеспечивала поблочную транспортировку ракеты с завода-
изготовителя на стартовый комплекс по железной дороге. А сама ракета пре-
дполагалась двухступенчатой, тандемной схемы.
Основные проектно- технологические задачи создания ракеты были решены к
концу 1964 года. В начале осени,во время визита на космодром Байконур по-
литического руководства страны,В.Н.Челомей продемонстрировал Н.С. Хрущеву
полноразмерный макет УР-500, установленный на пусковом столе вновь соз-
данного стартового комплекса. Председатель Совмина остался доволен мощной
ракетой.
Казалось бы, для "пятисотки" все складывалось как нельзя лучше. Однако
к исходу октября, после отставки Хрущева, отношение руководства страны к
фирме В.Н.Челомея резко изменилось. Было принято решение о прекращении
работ по ракете УР-200. Такая же участь ожидала УР-500.
Только благодаря твердой и настойчивой позиции академика М.В.Келдыша эту
ракету удалось отстоять, но теперь уже не как боевую, а как носитель для
космических аппаратов.
ОКБ-52 под одну из программ - пилотируемого облета Луны - были выделены
средства, позволяющие разработать трехступенчатый вариант носителя, полу-
чивший название УР-500К.Решающее слово в пользу носителя на базе тяжелой
МБР должен был сказать первый пуск УР-500 и В.Н.Челомей начал его подго-
товку. КБ Н.А. Пилюгина в кратчайшие сроки разработало для системы управ-
ления УР-500 новую программу полета, обеспечивающую запуск в качестве по-
лезного груза тяжелого КА, также разработанного в ОКБ-52.
Старт данного научно-исследовательского спутника,известного как"Протон-1",
состоялся 16 июля 1965 года.Летные испытания двухступенчатого варианта РН,
также названного "Протоном", закончились через год. В результате четырех
пусков были выведены три тяжелых ИСЗ серии "Протон" (массой до 12,2 т).
Спутник "Протон-4"массой 17 т был запущен в 1968 году уже трехступенчатым
вариантом носителя - "Протоном-К ".Переход от двухступенчатой РН "Протон"
к трехступенчатому варианту "Протон-К" был выполнен быстро и сравнительно
легко. Он заключался в следующем. На второй ступени были увеличены объемы
топливных баков и изменена конструкция ферменного переходного отсека, со-
единяющего ее с первой ступенью.Третья ступень была образована укорочением
исходного варианта второй ступени и на ней был установлен один такой же
маршевый ЖРД вместо четырех.
Таким образом,РН "Протон-К",созданная для выполнения первого этапа лунной
программы, была успешно разработана в очень сжатые сроки. Проблемы у
В. Н. Челомея возникли лишь с разработкой лунного корабля, поэтому
руководством отрасли предпочтение было отдано его альтерна-ному варианту,
представленному ОКБ-1 С.П.Королева. Проект получил название УР-500К - Л1.
В нем использовались уже дошедшие до стадии изготовления опытных образцов
лунный орбитальный корабль и разгонный блок"Д",созданные в рамках програм-
мы Н1-Л3.
В рамках данного проекта с 10 марта 1967 года (начало летных испытаний)по
20 октября 1970-го было произведено 11 пусков РН "Протон-К" с разгонным
блоком "Д"и кораблем"Л1"в беспилотном варианте Успехом завершились полеты
кораблей под названиями "Зонд-4" ..."Зонд-8".В целом, по результатам лет-
ных испытаний,на программу было выдано отрицательное заключение из-за не-
достаточной надежности как РН с блоком "Д",так и корабля "Л1".Програм-
му прекратили, тем более, что в июле 1969 года американцы на"Аполлоне-11"
уже высадились на Луне.
Однако, отработанный при этом четырехступенчатый вариант РН"Протон-К"
оказался настолько удачным для запусков КА на межпланетные траектории,
что стал широко использоваться для выведения автоматическ. станций нового
поколения к Луне ("Луна - 15"... "-24 ", 1969 - 1976 г.г.),Венере
("Венера-9"..."-16",1975-1983г.г.)и Марсу("Марс-2"..."-7",1971-1973г.г.).
Использование разгонного блока "Д", двигатель которого мог многократно
включается в космосе, позволило "Протону-К" к тому же стать единственным
национальным средством выведения КА на геостационарную орбиту.Первый такой
запуск был осуществлен 25 марта 1974 года("Космос-637").С тех пор боль-
шинство пусков данной РН производится именно с этой целью. Причем,блок"Д"
был модернизирован за счет становки на нем специального приборного отсека,
и с 1976 года РН"Протон-К"с РБ постоянно осуществляет запуски КА"Радуга",
"Экран","Горизонт",а также иностранных КА.Масса этих спутников составляет
более 2300 кг.
Трехступенчатый вариант носителя"Протон-К"обеспечил вывод на орбиту тяже-
лых долговременных орбитальных станций"Салют-1"..."-7"(1971 - 1982 г.г.),
"Алмаз" (1987 и 1991 гг.) и транспортных кораблей снабжения "Космос-929",
"-1267", "-1443", "-1686"(1977 - 1986 г.г.). В настоящее время на орбите
функционирует орбитальный комплекс "Мир",который собран из модулей, также
выведенных на орбиту "Протоном-К".
Для уменьшения вредного влияния на окружающую среду и с целью увеличения
грузоподъемности РН сейчас ведется ее модернизация под названием"Протон-М".
В настоящее время ГКНПЦ имени М. В. Хруничева участвует в грандиозном
проекте создания Международной космической станции. Российский центр соз-
дает ключевые элементы станции - функционально- грузовой блок и служебный
модуль. В качестве транспортного средства, которое должно обеспечить до-
ставку элементов станции на орбиту, выбрана ракета-носитель "Протон-К".
|