
Ракета-носитель "Зенит" явилась "лебединой песней" днепропетровского КБ "Южное". Этот самый
совершенный в мире на сегодняшний день носитель воплотил в себе весь богатейший опыт оте-
чественной ракетно-космической отрасли и самые передовые идеи. Замысел предусматривал созда-
ние РН, обладающей, в первую очередь, уникальными эксплуатационными свойствами:
- возможностью заблаговременной подготовки к применению с последующим длительным нахождением
в готовности к пуску;
- высокой оперативностью пуска (за время не более полутора часов после получения команды);
- высокой экологической "чистотой" и нетоксичностью всех используемых компонентов и газов;
- высокой безопасность проведения всех пусковых работ путем реализации концепции "безлюдного"
старта;
- возможностью транспортировки по железной дороге полностью собранных ступеней без остановки
встречного движения и т.д.
Новый носитель создавался под руководством академика Владимира Федоровича Уткина.
В зависимости от решаемых задач РН "Зенит" может применяться в двухступенчатом("Зенит-2"),
трехступенчатом и четырехступенчатом вариантах.В последнем случае в качестве третьей и четве-
ртой ступеней предполагается использовать различные разгонные блоки. Это позволит выводить
КА на высокие и геостационарные орбиты, а также на "отлетные" траектории. В настоящее время
отработан только двухступенчатый вариант носителя.
Первоначальными планами предусматривалось создание комплекса РН "Зенит"только на космодроме
Плесецк. Однако, вследствие того,что все строительные мощности специализированных организаций
в то время были сосредоточены на космодроме Байконур, где создавался комплекс МКС, первый
"зенитовский" старт был быстро построен на Байконуре(площадка 45).Плесецкий же старт "Зенита"
недостроен до сих пор.
Летные испытания носителя начались в марте 1985 года.Первый пуск был проведен 13 апреля этого
года. Тринадцатое число "не подвело" - произошла авария на 410 секунде полета, хотя цель пер-
вого пуска (уход РН со старта) была достигнута.Проходили летные испытания "Зенита" достаточно
трудно - из тринадцати первых пусков три были аварийные. Научно-технический совет космодрома
дал отрицательное заключение по результатам летных испытаний, а акт Государственной комиссии
о приеме "Зенита" на вооружение в 1989 году руководством космодрома был подписан с особым
мнением.
Дальнейшие события показали, что такая позиция испытателей космодрома была правильной и имела
под собой реальную основу.При пятнадцатом пуске 4 октября 1990 года произошла крупная авария.
Из-за отказа на 3 секунде полета маршевого ЖРД первой ступени РН упала в газоход пускового
устройства, взорвалась и полностью разрушила старт, не восстановленный до сих пор. Потребо-
валась срочная доработка РН и, прежде всего, маршевого ЖРД первой ступени.На это ушло около
2 лет.
Последующие пуски доработанной РН проводились со второго (сохранившегося)пускового устройства
стартового комплекса.
Решение о разработке РН "Зенит" было принято в марте1976 года почти одновременно с постано-
влением Правительства о создании многоразовой космической системы (МКС) "Энергия-Буран".
Во-многом, такое совпадение было вызвано тем, что в качестве боковых блоков МКС как раз и
предполагалось использовать доработанные первые ступени РН "Зенит". При этом, успешная и опе-
режающая отработка данной ракеты являлась обязательным условием успешного создания и последней.
Кроме того, РН "Зенит" задумывалась как универсальный базовый носитель - основа целой серии
перспективных РН различных классов.
Сайт управляется системой
uCoz