Ракета-носитель "Зенит" явилась "лебединой песней" днепропетровского КБ "Южное". Этот самый совершенный в мире на сегодняшний день носитель воплотил в себе весь богатейший опыт оте- чественной ракетно-космической отрасли и самые передовые идеи. Замысел предусматривал созда- ние РН, обладающей, в первую очередь, уникальными эксплуатационными свойствами: - возможностью заблаговременной подготовки к применению с последующим длительным нахождением в готовности к пуску; - высокой оперативностью пуска (за время не более полутора часов после получения команды); - высокой экологической "чистотой" и нетоксичностью всех используемых компонентов и газов; - высокой безопасность проведения всех пусковых работ путем реализации концепции "безлюдного" старта; - возможностью транспортировки по железной дороге полностью собранных ступеней без остановки встречного движения и т.д. Новый носитель создавался под руководством академика Владимира Федоровича Уткина. В зависимости от решаемых задач РН "Зенит" может применяться в двухступенчатом("Зенит-2"), трехступенчатом и четырехступенчатом вариантах.В последнем случае в качестве третьей и четве- ртой ступеней предполагается использовать различные разгонные блоки. Это позволит выводить КА на высокие и геостационарные орбиты, а также на "отлетные" траектории. В настоящее время отработан только двухступенчатый вариант носителя. Первоначальными планами предусматривалось создание комплекса РН "Зенит"только на космодроме Плесецк. Однако, вследствие того,что все строительные мощности специализированных организаций в то время были сосредоточены на космодроме Байконур, где создавался комплекс МКС, первый "зенитовский" старт был быстро построен на Байконуре(площадка 45).Плесецкий же старт "Зенита" недостроен до сих пор. Летные испытания носителя начались в марте 1985 года.Первый пуск был проведен 13 апреля этого года. Тринадцатое число "не подвело" - произошла авария на 410 секунде полета, хотя цель пер- вого пуска (уход РН со старта) была достигнута.Проходили летные испытания "Зенита" достаточно трудно - из тринадцати первых пусков три были аварийные. Научно-технический совет космодрома дал отрицательное заключение по результатам летных испытаний, а акт Государственной комиссии о приеме "Зенита" на вооружение в 1989 году руководством космодрома был подписан с особым мнением. Дальнейшие события показали, что такая позиция испытателей космодрома была правильной и имела под собой реальную основу.При пятнадцатом пуске 4 октября 1990 года произошла крупная авария. Из-за отказа на 3 секунде полета маршевого ЖРД первой ступени РН упала в газоход пускового устройства, взорвалась и полностью разрушила старт, не восстановленный до сих пор. Потребо- валась срочная доработка РН и, прежде всего, маршевого ЖРД первой ступени.На это ушло около 2 лет. Последующие пуски доработанной РН проводились со второго (сохранившегося)пускового устройства стартового комплекса. Решение о разработке РН "Зенит" было принято в марте1976 года почти одновременно с постано- влением Правительства о создании многоразовой космической системы (МКС) "Энергия-Буран". Во-многом, такое совпадение было вызвано тем, что в качестве боковых блоков МКС как раз и предполагалось использовать доработанные первые ступени РН "Зенит". При этом, успешная и опе- режающая отработка данной ракеты являлась обязательным условием успешного создания и последней. Кроме того, РН "Зенит" задумывалась как универсальный базовый носитель - основа целой серии перспективных РН различных классов.















Главная страница
Сайт управляется системой uCoz